«Неудобное» кино. Левиафан

  229321 февраля 2015  0Культура
  Ольга Ромашова

«Левиафан» вышел в гродненский прокат всего в одном кинотеатре. Несмотря на активное обсуждение картины в мировых СМИ – билеты на премьеру раскупались вяло. Однако для маленького города показ такого спорного фильма – большое событие. Ведь картину режиссера Звягинцева, высоко оцененную на Западе, яро критикуют, называют «лживой» и «антинародной». И вот, казалось бы, можно пойти и купить билет не на очередное «Горько2», а на провокационную социальную драму, но что-то останавливает нашего зрителя. Премьерный показ «Левиафана» проходил в полупустом кинозале.

Фильм повествует о жителях северного городка на берегу Баренцева моря. Главный герой пытается отстоять права на свой дом, который подлежит сносу по приказу мэра.

«Левиафан» — библейское морское чудовище, собирательный образ беспощадного хаоса и разрушительной силы. В фильме Андрея Звягинцев использует этот образ, как метафору коррупционной государственной машины, ликвидирующей любые преграды на своём пути. В фильме открыто критикуются уполномоченные чиновники, начиная с простого мента, продажного мэра, равнодушных прокуроров, и заканчивая циничным главным судьей. Более того, режиссер аккуратно и психологически тонко посягнул, казалось бы, на самое сакральное – обножил слишком откровенные отношения Русской православной церкви и государства.

При просмотре фильма «резал слух» намерено заглушенный мат. В связи с недавним российским законом о запрете нецензурной лексики в искусстве, перед выходом картины на большой экран, мат скурпулезно отцензурировали. Хотя именно в этом случае мат уместен. Он – естественный элемент критического реализма в картине.

На протяжении практически 2,5 часов от «Левиафана» невозможно было оторваться ни на секунду. Происходил буквальный «абсанс» – «залипание» в картину. Фильм получился по-Тарковски философским, размеренным, многослойным. По этой причине такого рода кино стоит смотреть именно в кинотеатре, а не на маленьком мониторе ноутбука.

«Левиафан» очаровывал своей красотой и безнадежностью. Пугающее великолепие Баренцева моря, одинокие и безмолвные пейзажи северного городка. Автомобиль с иконами на передней панели и «Владимирский централ» Миши Круга из магнитолы. Компания малолеток с полторашкой пива в руинах церкви. Стрельба по портретам бывших вождей СССР в качестве развлечения на день рождения представителя правопорядка. Нововозведенный Божий храм на свежем кладбище человеческой боли…

Гродненцы после показа пребывали в противоречевых чувствах.

Я ожидал другой концовки, чего-то более понятного. Автор не оставил зрителю шанса понять основную идею. Очевидно, что речь идет об апокалипсисе, но почему апокалипсис и кто за этим стоит – не ясно.

- Очень сильный фильм. Два часа абсолютного напряжения. Я знала, что фильм можно было скачать в Интернете, но я терпеливо ждала его премьеры в кинотеатре.

Я считаю, что это кино не для массового зрителя. Люди не хотят об этом задумываться. Особенно эти моменты с церковью… Я думаю, что именно те зрители, которые пришли на это кино, вынесут для себя очень много.

Тяжелый фильм о Судьбе русского человека уже успел получить награду на Канском фестивале, взять Золотой глобус, стать номинантом на премию Оскар. Вот только Министерство культуры, которое покрыло около 30% от общего бюджета фильма, не очень радуется таким победам. «Левиафан», к сожалению, получился невыгодным и неудобным. Во-первых, подрывает итак расшатанную репутацию страны, во-вторых, порочит православную церковь и заигрывает с библейскими сюжетами, в-третьих, топит русского человека в бутылке водки. На это у А. Звягинцева есть своя позиция: «Я убежден, если мы живем в общем пространстве культурном и свободны, то каждому автору нужно дать право высказаться».

В настоящем кино ничего не отвлекает. Название, сюжет, цвет, звук, актеры, финальные титры – все это части единого и цельного. Настоящее кино – это внятное высказывание с четким авторским подчерком и смысловой нагрузкой.
«Левиафан» – настоящее большое и для многих неудобное кино. Кино про силу власти и силу унижения, про внутренний бунт и слабый внешний мятеж маленького человека. Про усталое и безнадежное смирение.

 

 

 

 

 

Источник фото — http://www.filmz.ru/photos/films/10265/photos/

 



За событиями культурной жизни города следите в нашем «Журнале Гродно»




Также читайте:

Культура
Небесное искусство. В Гродно прошел очередной концерт органной музыки

17 и 18 июля Лютеранская кирха в Гродно вновь стала центром классического искусства. На этот раз исполнить произведения Баха, Карг-Элерта, Элгара и Джона Айрленда приехал органист из Санкт-Петербурга Михаил Мищенко.


  354918 июля 2014  0
Культура
Актриса драмтеатра Мария Мелешко – глубока, как мореНакануне 8 марта freeday.by запускает серию статей о наших прекрасных и любимых гродненках. Одна из них – Мария Мелешко. Красивая и безумно талантливая девушка рассказала о себе, драмтеатре и профессии актрисы.
  463007 марта 2014  0
Культура
БДСМ по-голливудскиВ прокат вышла откровенная и коммерчески успешная картина «50 оттенков серого». Фильм снят по одноименному роману, который критики нарекли «маминым порно» и «сумерками для взрослых»  339115 февраля 2015  0