Ars Organi Grodnensi – органная музыка городу Гродно!

  246116 июля 2015  2Культура
  Анна Сурма

Волнующий орган, пронзительный альт, одухотворяющий гобой, вокальные композиции и хореографическая импровизация – все это слушали и созерцали собравшиеся в лютеранской церкви на Первый международный фестиваль органной и камерной музыки. В течение шести дней Гродно дышал классической музыкой – обновленная кирха принимала артистов из трех стран. О том, как это было читайте от корреспондентов Freeday.by


 

Гродно – перекресток культур и эпох, жемчужина Беларуси. Неудивительно, что именно у нас прошел столь необычный фестиваль. Где же еще в Беларуси можно увидеть поющую, играющую и танцующую лютеранскую церковь!

Как рассказал перед открытием пастор Владимир Татарников, идея организовать фестиваль появилась у органиста из Санкт-Петербурга Михаила Мищенко, до этого выступавшего в Гродно. Рассчитывали пригласить музыкантов из России, сыграть несколько концертов, а в итоге – полноценный музыкальный фестиваль: артисты из трех стран и три уникальных концерта ежедневно.

– Год назад, когда к нам с концертом приезжал органист из Санкт-Петербурга Михаил Мищенко, мы подумали: «Пригласим-ка в следующем году российских исполнителей, чтобы они пару дней что-нибудь  сыграли для нас». И вот, за год эта идея выросла в настоящий международный фестиваль органной и камерной музыки! Мы приглашаем вас принять в нем участие, послушать прекрасные произведения! – рассказал Владимир Татарников зрителям на открытии фестиваля.

Ars Organi Grodnensi в переводе с латыни означает: «органная музыка городу Гродно». Евангелическо-Лютеранская община и кирха имени Св. Иоанна вместе с музыкантами с искренней радостью несли классическое искусство городу.

На первый концерт мы шли в приподнятом, воодушевленном настроении. Лично я до этого слышала орган лишь несколько раз в жизни. И это был не органный концерт, а музыка в католическом храме. При этом я не католического вероисповедания. Но мне было жутко интересно послушать и посмотреть орган, поэтому несколько раз заходила в костел, чтобы услышать этот удивительный инструмент. А здесь – целый концерт!

Люди потихоньку собирались у кирхи. Разглядывали обновленное здание, переговаривались. Словом, здание кирхи сейчас выглядит ровно так, как в 1912-ом году.


 

Благодаря помощи городских властей, частного бизнеса и благотворительных фондов, к фестивалю был полностью закончен наружный ремонт храма. Отреставрированная, аккуратно выбеленная кирха была готова принять многодневный фестиваль. Надеемся, что скоро на башне появится и часы.

Вскоре у входа появился пастор и добросердечно пригласил всех в храм. Мы заняли места. Кстати, свободные были, но немного.

Церковь наполнилась волнующим звучанием органа! Люди не отрывали взора от виртуозно игравшего музыканта – ныне органиста лютеранского и католического храмов Вильнюса Александра Исакова, кстати, белоруса по происхождению. Публика была настолько впечатлена, что казалось, следила за каждым его движением у органа.  Ассистировала литовскому гостю гродненская органистка Елена Латышева. Музыка звучала невероятно волнительно и громко. Не жалея сил, Александр полностью предался музыкальному искусству. Игра была насыщенной и эмоциональной. Благодарная публика щедро одаривала органиста аплодисментами.

В конце программы музыкант показал небольшой трюк, который он перенял от своего наставника – профессора Олега Янченко. Суть в том, что инструмент некоторое время может звучать без органиста. Используя метроном, Александр зафиксировал определенные клавиши и продемонстрировал публике эффект, отойдя от инструмента. Орган звучал без органиста. После концерта музыкант поделился с нами своими впечатлениями о гродненской публике:

Александр Исаков, Вильнюс, Литва (Уроженец Беларуси. Органист лютеранского и католического соборов Вильнюса, лауреат международных конкурсов органной музыки)

 

– Чувствуется, что гродненская публика соскучилась по хорошим органным концертам. Удивительно, но в Германии, в Голландии с таким интересом не слушали как в Гродно. И орган замечательный! Отличный концертный инструмент, играть было очень приятно.


Александр Исаков и Владимир Татарников

 

В дне-перерыве между выступлениями зарубежных гостей перед гродненской публикой выступил Валерий Шмат, участник арт-группы «Беларусы». Игра на органе сопровождалась вокалом.

На второе открытие фестиваля приехали артисты из Санкт-Петербурга. Свободных мест не наблюдалось. Пригласительные билеты заказывали заранее не только из нашей страны, но и из-за  рубежа. Пастор по традиции открыл концерт. Вместе с гродненцами и гостями города концерт смотрели и слушали заместитель председателя городского исполнительного комитета ­Зоя Вацлавовна Кулеша, начальник управления по взаимодействию со СМИ, делам религии и национальностей Вячеслав Александрович Апанович, а также  дипломатический корпус – Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндской Республики в Республике Беларусь и Литовской Республике  Харри Мяки-Рейникка. Дипломату предоставили почетное слово:

– Уважаемые дамы и господа! Это настоящая радость для меня – присутствовать на этом мероприятии!

Посол рассказал, что в Гродно он впервые, но до этого уже успел побывать в Лиде, Минске, Орше и Витебске.


Владимир Татарников и Харри Мяки-Рейникка с переводчиком. Пастор вручает дипломату памятный сувенир с изображением лютеранского храма

 

Также дипломат подчеркнул общность белорусских и европейских культурных ценностей:

– Беларусь – часть европейской истории, как в прошлом, так и в настоящем и дальнейшем развитии.

Первым перед публикой предстал органист Михаил Мищенко. Собственно говоря, именно его идеей было организовать у нас фестиваль, за что ему огромное спасибо. Музыкант играл сосредоточенно, вдумчиво. Спустя час органное звучание дополнил альт в исполнении Бориса Баринова.



Немногим позже под музыкальный ансамбль органа и альта зрители увидели хореографическую импровизацию юного танцора – пантомиму, приближенную к сюжетам Священного Писания, но дающую свободу видения зрителю. Богдан Королек действительно удивил публику! Такого гродненцы еще не видели. Пожалуй, именно пантомима и заинтриговала больше всего. Хотелось увидеть своими глазами, как же можно танцевать в церкви. В своем танце Богдан то, казалось, радовался солнцу, возвышая руки к небу, то тушил огонь, то будто бы пытался найти себе кров подобно Иосифу и Марии в ночь перед Рождением Христа. И это не было нарушением привычных устоев, а наоборот – глубокое познание не только лютеранской, но и христианской культуры в целом.


 

 

После концерта Михаил Мищенко прокомментировал происходившее с небольшим экскурсом в историю христианской церкви:

 

Михаил Мищенко, Санкт-Петербург, Россия (доцент Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского университета, кандитат искусствоведения, музыковед)

 

– В ранней христианской церкви такое было. Не только пели, но и исполняли священные танцы. В органной музыке до сих пор сохранились специальные жанры – священный танец, священный марш. В традицию входит строгое действо – танец у алтаря по мотивам Священного Писания. Так что, то, что сегодня было здесь, вполне допустимо,поделился Михаил, Лютеранская церковь – поющая церковь. Сам отец-основатель Мартин Лютер был музыкантом и поощрял музыку. Прежде всего, музыку со словом. Позже распространилось и на инструментальную музыку. Поэтому концерты для лютеранской церкви, музицирование – это естественная вещь, это как продолжение молитвы. Михаил посетовал на то, что, сидя, за инструментом, не смог наблюдать пантомиму и реакцию публики:

– Не знаю, как оно было в зале, надеюсь, что получилось (улыбается). Обидно, что все слышу, а вот танец видеть не могу.


Богдан Королек о своих впечатлениях и творческом подходе


Богдан Королек, Санкт-Петербург, Россия (артист балета Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, лауреат всероссийской премии мололых музыкальных критиков «Резонанс»)


Богдан, скажите, пожалуйста, Ваш танец – полностью импровизация? Или что-то  репетировали, готовились?

– Нет, это было практически полностью сымпровизировано. Единственное, что я заранее наслушивал музыку, брал какую-то пластическую основу и развивал ее. А так, да, импровизация.

Здорово! А был ли какой-то сюжет в голове? Может, что-то связанное со Священным Писанием или полная свобода творчества?

– Немного связано, потому что все-таки церковь обязывает. Это не театральная сцена, церковь жестко ограничивает в выборе пластических средств. Как Вы могли заметить, в номере не было прыжков. Все очень сдержанно. И жестикуляция, пожалуй, была основана на церковной символике, чтобы это было узнаваемо. Ну, а дальше, я думаю, каждый в этом увидел что-то  свое и решил для себя, что это означает, о чем это. Почему именно так, а не по-другому. Это уже такая большая свобода для воображения зрителя.

Скажите, а давно выступаете? Было ли раньше что-то  связанное с библейскими мотивами?

– В церкви я выступил впервые. Это потрясающе! До сих пор такого у меня не было. Все благодаря Михаилу Петровичу Мищенко, его идея. В марте у нас был первый совместный с Михаилом концерт в органном зале Петербургской консерватории. В апреле выступили в Минске в Большом зале филармонии. А вот в церкви – впервые. На самом деле, это было такой авантюрой! Я привык к театральной сцене. Зрительный зал где-то  далеко в темноте. Между мной и зрителями большая оркестровая яма, лиц не видно (улыбается). А здесь, конечно, сильно переживал.

Да, и мы такого еще никогда не видели!

– Я сам такого никогда не танцевал! (смеется)

 

На последнем концерте-закрытии мы все же увидели больше пластических элементов от Богдана, присутствовали даже прыжки.


 

 

Также на закрытии ансамбль органа и альта дополнил духовой инструмент ­– гобой. Что интересно, гобоист Артем Исаев тоже белорус по происхождению.

В этот день  звучали, пожалуй, самые громкие овации. Седовласый мужчина с балкона прокричал «Браво!». Люди аплодировали музыкантам стоя.


Гродненцы и гости города на концерте-закрытии


И, конечно же, безумно приятно, что музыкантам, посетившим Гродно впервые, город очень понравился.

 

Борис Баринов о Гродно и гродненской публике


Борис Баринов, Санкт-Петербург, Россия (артист оркестра Михайловского театра, участник Михайловского струнного квартета)


– В Гродно я впервые. А вот из белорусских городов несколько раз был с концертами в Минске и Витебске. Гродненская публика, конечно, очень нравится. Но видно и слышно, что для нее такого рода концерты – это немного необычное зрелище. Гродненцам непривычно пребывать в такой обстановке. Но, тем не менее, они прекрасно справляются и принимают очень тепло. Поэтому только самые лестные слова в адрес гродненской публики могу сказать.



Борис, скажите, а как Вам сам Гродно? Уже успели пройтись, осмотреться?

– Прилетел буквально вечером, за день до концерта. Успел немножко осмотреться, пока гулял. Мне, собственно, показывали дорогу, как идти к церкви (улыбается). И вот, сегодня днем чуть-чуть удалось прогуляться. Но мне город очень нравится! Честно, он совершенно другой, чем был в моих ожиданиях.

Понимаю, такое часто бывает, когда рассказывают о незнакомом месте, представляешь его, а увидев собственными глазами, все совсем по-другому. И у Вас представление сильно разнилось?

– Мне говорили, что город красивый, есть на что посмотреть. Но ведь Беларусь в период Второй мировой войны сильно пострадала. Города были разрушены. В советские времена мало что восстанавливали. Как правило, если и брались восстановить, то только центр, а остальное отстраивали заново. И там уже привычная советская архитектура, которую можно увидеть во многих городах. А Гродно меня очень порадовал тем, что центр большой, многое сохранилось, архитектура очень разнообразная. Город, на мой взгляд, с очень такой домашней и европейской атмосферой. Вот атмосферу такую я никак не ожидал получить! Я здесь проведу четыре дня. Надеюсь, за это время посмотреть больше.

Своими впечатлениями о Гродно поделился и Богдан Королек:

– Я даже не знаю, как сказать… Я совершенно потрясен, умилен! За много лет жизни в Петербурге привык, что все время светло, шумно. Ночи белые, мосты разводятся. Все гремит и шумит! А здесь какая-то сакральная, священная тишина, темнота. Здесь очень уютно! В хорошем смысле, по-европейски. Очень по-домашнему. Гродно – гостеприимный город, очень располагает к себе.

 

Артем Исаев о Гродно и планах на будущий год


Артем Исаев, Санкт-Петербург, Россия (Родился и начал музыкальное образование в  Беларуси. Сейчас преподает класс гобоя в Санкт-Петербургской консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов)


– Огромное спасибо публике, всем жителям Гродно. Город замечательный! Я сегодня погулял, посмотрел. Очень красивый город! Доброжелательные люди, все очень здорово! Мы довольны, что такой фестиваль проходит именно в Гродно. Очень спокойная атмосфера, все как-то  так по-домашнему. Беларусь всегда славилась гостеприимством. Надеюсь, что мы обязательно приедем в следующем году. Может, фестиваль будет еще больше, еще шире. Это наш первый опыт. В таком составе мы уже выступали, но это были отдельные концерты, такие разовые проекты. А чтобы такой большой фестиваль: несколько дней подряд, три концерта в день – это такое глобальное мероприятие. Я думаю, что на следующий год, если все получится, и все будут свободны, то мы обязательно приедем еще раз, уже с новой программой. Думаю, публика будет довольна.

Приятно, что город понравился артистам. К моменту выхода публикации Артем Исаев, например, уже успел поделиться видами Гродно на своей страничке в Facebook. «Как же мне нравится в Гродно!!!» – написал музыкант.


Владимир Татарников передает артистам афишу на память о Первом фестивале классической музыки в Гродно


Лично мы нисколько не пожалели, что посещали концерты! Жара ли была или ветер с дождем – абсолютно не важно, музыка была великолепная! Возможно, кто-то  на концерте мог утомиться, заскучать – это естественно. Был ли то ценитель и почитатель классики или не особо разбирающийся в музыке человек – тоже не важно. Важно то, что люди все же заинтересовались и пришли. Концерты были благотворительными. Как не раз подчеркивал пастор, главной целью было то, чтобы люди разного поколения, социального положения смогли прикоснуться к искусству, насладиться органной, камерной музыкой.

 

 

Фото – Маргарита Савицкая

В материале также использованы фото из личных архивов Бориса Баринова, Богдана Королька и Артема Исаева



Комментарии

19.11.2017 00:47:22
Frontline employees are immersed in the day-to-day details of obvious technologies, products, or markets. No everybody is more adept in the realities of a performers’s work than they are. But while these employees are deluged with extraordinarily clear-cut information, they continually again reveal it bloody baffling to curdle that information into useful knowledge. Seeking a certain goodwill, signals from the marketplace can be vacuous and ambiguous. Mission of http://annoyedcanadian.com another, employees can turn so caught up in their own attenuated burden of on account of that they forfeit monstrosity of the broader context.

The more holistic way to tidings at divers Japanese companies is also founded on another cornerstone insight. A companions is not a motor car but a living organism. Much like an singular, it can distribute lineage to a collective common sense of unanimity and first purpose. This is the organizational corresponding of self-knowledge—a shared knowledge of what the associates stands after the benefit of, where it is prosperous, what copious of world it wants to flat in, and, most respected, how to get that the cosmos at large a reality.

Nonaka and Takeuchi are arguing that creating insight when identical pleases prepared the opener to sustaining a competitive dominance in the future. Because the competitive air and living soul preferences changes constantly, expertise in perishes quickly. With The Knowledge-Creating Retinue, managers give extraction to at their fingertips years of acuity from Japanese firms that risk how to mania dexterity continuously, and how to manipulate it to acquire famed strange products, services, and systems.
18.11.2017 17:47:23
Frontline employees are immersed in the day-to-day details of definite technologies, products, or markets. No the still and all is more finished in the realities of a cast’s poser than they are. But while these employees are deluged with immensely delineated info, they mostly learn it very contrary to turn that knowledge into good knowledge. Benefit of a certain fetich, signals from the marketplace can be expressionless and ambiguous. Take a stand against of http://annoyedcanadian.com another, employees can transfigure into so caught up in their own proscribed angle that they suffer defeat unexcited of the broader context.

The more holistic refer with to cognition at untold Japanese companies is also founded on another sine qua non insight. A batch is not a motor car but a living organism. Much like an individual, it can have a collective pick up of uniqueness and principle purpose. This is the organizational equal of self-knowledge—a shared discernment of what the company stands in scene of, where it is working, what indulgent of world it wants to contemporary in, and, most notable, how to provoke that sphere a reality.

Nonaka and Takeuchi are arguing that creating knowledge purposefulness become the indicator to sustaining a competitive dominance in the future. Because the competitive conditions and consumer preferences changes constantly, perception perishes quickly. With The Knowledge-Creating Attendance, managers be suffering with at their fingertips years of perceptiveness from Japanese firms that ventilate how to frame knowledge continuously, and how to utilize it to be victorious in top modern products, services, and systems.

Также читайте:

Культура
В Гродно проходит выставка-память Сергея Стомы

Выставка, посвящённая Сергею Стоме – это не просто презентация его картин и  татуировок -  это встреча… Встреча,  спустя год после его смерти, встреча, на которой все, кто помнит и любит, смогли ощутить его незримое присутствие. Сергей будет жить вечно в своих работах, ведь в каждую из них вложена частица его души…

  376403 апреля 2015  0
Культура
Паліна Рэспубліка: “закахалася ў Гродна”На мінулым тыдні вядомая беларуская спявачка Паліна Рэспубліка правяла ў Гродна свой другі канцэрт. Калі на першы канцэрт прыйшло не больш 15 чалавек, то другая спроба атрымалася шмат лепей: канцэрт сабраў больш 200 прыхільнікаў свявачкі.
  273626 августа 2014  0
Культура
Священнослужители рассказали, почему не доверяют СМИ

Пути взаимодействия церкви и СМИ обсудили журналисты и священнослужители 31 марта на пресс-конференции в церковно-приходском комплексе Коложского храма.

  169903 апреля 2014  0